Эксперимент российских специалистов: художник против компьютера

Художник VS компьютер: Как искусственный интеллект учится творить

Похоже, искусственный интеллект скоро будет не только помогать художникам, но даже конкурировать с ними. Во всяком случае, компьютеры уже создают картины, которые выставляются в галереях. Чаще всего за такими произведениями все равно стоит человек, который руководит процессом. Но недавно команда ученых и специалистов по истории искусства, в том числе исследователи Ратгерского университета, США, и лаборатории Facebook, научили компьютер не только самостоятельно генерировать картины, но еще и создавать при этом оригинальные стили. А когда изображения показали людям, то многим, и даже искусствоведам, больше понравились работы, созданные машиной.
Способен ли искусственный интеллект в будущем создавать произведения наравне с художниками и к каким последствиям это может привести? Корреспондент RENDER.RU поговорил на эту тему с Ахмедом Элгаммалом, профессором информатики Ратгерского университета. Он руководит лабораторией, которая изучает живопись и искусственный интеллект.

RENDER.RU: Вы научили нейронные сети не просто генерировать изображения, которые похожи на уже существующие, а создавать оригинальные картины с небольшими отклонениями от традиционных стилей. Значит ли это, что искусственный интеллект научился “мыслить” творчески?

Ахмед Элгаммал: Уже давно, с начала истории ИИ, исследователи мечтают создать алгоритмы, которые могли бы творить. Я сам уже долгое время работают над этим. Ведь творческая способность — это показатель наличия интеллекта, и если вы хотите создать действительно разумный ИИ, вам нужно научить его творить. Ученые работают над алгоритмами, которые генерируют музыку, литературу, живопись и шутки. Думаю, мы подошли к тому моменту, когда ИИ действительно становится креативным, и зритель не может отличить произведение искусства, созданное машиной, от творения человека. И это здорово!

RENDER.RU: Думаете, это поворотный момент в истории развития искусственного интеллекта?

A. Э.: Да, я так считаю.

RENDER.RU: У меня есть некоторые сомнения. Действительно ли компьютер создает что-то новое, или он просто комбинирует различные элементы уже существующих картин?

A. Э.: Люди тоже комбинируют разные элементы, чтобы создать что-то новое. Иногда новые идеи — это вариации старых. Но, когда смотришь на изображения, сгенерированные ИИ, очень трудно сказать, что это комбинация. Большинство картин, которые я видел — абсолютно оригинальные. Мы проводили эксперимент: показывали изображения людям, в том числе тем, кто разбирается в искусстве. И они им нравились! Они отмечали их оригинальность. Так что у меня нет сомнений в том, что машины могут создавать что-то новаторское.

RENDER.RU: А как быть с инсайтами, вдохновением? Все это компьютеру недоступно.

A. Э.: Да, это сложный вопрос. Очень трудно сказать, где здесь вдохновение, а где — машина, которая решает проблему. Мы ставим перед компьютером задачу — изучить историю искусства и постараться создать что-то, не принадлежащее ни к одному из существующих стилей. Я бы сказал, единственный источник вдохновения здесь — это та схема, что мы заложили. Очень трудно сказать, может ли на этом этапе быть иной источник вдохновения — смысловое значение изображений или что-то вокруг нас. Но это определенно то, над чем мы будем работать.

RENDER.RU: Какие задачи на данном этапе нужно решить ученым, чтобы разработать ИИ, который действительно можно назвать настоящим художником?

A. Э.: Очень важно понимать, что такое искусство. И в этом наше отличие от других исследователей. Многие из них — ученые, у которых среднее понимание искусства и психологии искусства. Причина нашего успеха в том, что мы долго изучали эти вещи. Наша лаборатория называется “Лаборатория искусства и искусственного интеллекта”. Мы годами работали над проблемами определения стиля и креативности, у нас есть понимание этих концепций. Думаю, для тех, кто работает в этой области науки действительно важно сотрудничать с людьми из творческой среды — художниками, историками, психологами, чтобы создать искусственный интеллект, у которого есть это понимание.

RENDER.RU: Как вы думаете, сколько лет понадобится для этого специалистам?

A. Э.: Это произойдет очень скоро. Очень много ученых, больших и маленьких компаний и стартапов работают в этом направлении, в области ИИ и визуального искусства, музыки и литературы, пытаясь раздвинуть существующие границы. Это сейчас очень популярная тема — как научить компьютер творить.

RENDER.RU: Увидим ли мы существенные результаты в ближайшие 5-10 лет?

A. Э.: Зависит от того, как люди это будут воспринимать. Ведь в конце концов в нашей культуре все, что создается машиной, музыка или живопись, или что-либо еще, все делается для человека. Так что если компьютеру удастся создавать вещи, которые вдохновляют человека и нравятся ему, то это даст толчок к развитию искусства, созданного ИИ. А если отклик будет негативным по какой-либо причине, если эстетически такое искусство будет неприятно или же человеку не понравится сама идея творящей машины, тогда такое искусство не примут. Это самое важное в этом процессе — как будут реагировать люди.

RENDER.RU: Есть опасения, что некоторые специалисты могут потерять работу из-за развития ИИ. Сможет ли машина когда-нибудь заменить художника?

A. Э.: Это полностью зависит от художников. Умные люди возьмут новую технологию на вооружение и будут создавать что-то свое с ее помощью. Но если художник привязан к традиционной технике, тогда, определенно, есть некоторые сомнения в том, что он выживет как специалист. Взять, например, фотографию, и другие важные достижения — технологии в мире искусства появлялись всегда. Разница, возможно, в том, что сейчас — это не пассивный девайс, а участник творческого процесса. Так что сотрудничеству между художником-человеком и творческой машиной есть куда расти. Думаю, в будущем художники смогут набросать схему того, что бы они хотели создать, а машины уже будут искать способы это воплотить или делать креативную визуализацию идей художника. Если это произойдет, думаю, у художников появится отличный инструмент, чтобы исследовать пространство творчества.

RENDER.RU: А как нам классифицировать искусство, созданное ИИ? И как быть с конкурсами живописи, например?

A. Э.: Опять же, это зависит от того, как человек будет воспринимать такое искусство. Если люди позволят компьютеру участвовать в конкурсах, то это будет здорово. Проблема в том, что могут появиться ограничения вроде “только для людей”. Кроме того, кто-то может выдавать творение компьютера за работу человека-художника. Или использовать искусственный интеллект как инструмент, и тогда произведение может считаться созданным человеком, потому что он руководил процессом. И все эти вещи уже становятся реальностью.
В последние пару лет некоторые художники использовали ИИ, чтобы генерировать отличные произведения, и продавали их. Но руководил компьютером человек.
В нашем же случае машина полностью автономна. Позволят ли ей в таком случае участвовать в конкурсах? Увидим. Картины, созданные ИИ в нашей лаборатории, в начале октября будут выставляться на Франкфуртской книжной ярмарке, крупнейшей книжной ярмарке мира. Будет интересно посмотреть на реакцию людей. Раньше, когда мы показывали эти работы коллекционерам и любителям искусства, они им очень нравились. Но ровно до того момента, когда они узнавали, что это творение компьютера. Так что эта выставка будет своего рода тестом — как люди будут их воспринимать, захотят ли они купить картины, созданные без участия человека. Все это очень непросто.

Читать еще:  Как пользоваться индукционной плитой

RENDER.RU: Не пора ли людям разработать специальные правила, регулирующие подобное использование искусственного интеллекта в искусстве?

A. Э.: В этой сфере — не думаю, что это необходимо. Ведь, как я уже говорил, в области культуры в любом случае основной потребитель — это человек, он оценивает это искусство. В мире миллионы художников и лишь немногие действительно раздвигают границы и создают историю искусства. Вот это и есть фильтр — оценка человеком, коллекционером, критиком и другими художниками. Поэтому в искусстве не нужно ничего специально регулировать.

RENDER.RU: А как начет других сфер жизни? Не могу не спросить о недавнем твите Элона Маска, который заявил, что искусственный интеллект опаснее Северной Кореи, и что стоит позаботиться о безопасности ИИ.

A. Э.: Да, я поддерживаю это мнение. В военных сферах и во всем, что связано с угрозой человеческой жизни, ИИ определенно нужно регулировать.

RENDER.RU: Но область искусства безопасна?

A. Э.: Да, здесь опасности нет. Человек решает, что принимать, а что нет. Кроме того, художники — умные люди. Они будут использовать новую технологию в комбинации со своим творчеством, и это приведет нас к невероятным вещам, которые мы никогда не могли даже вообразить.

Эксперимент из 1950-х: художнику давали ЛСД и просили нарисовать 9 портретов

В 1950-х годах правительство США проводило массу экспериментов с психотомиметическими веществами. Иногда в ходе опытов людям, участвующим в экспериментах, давали определённую дозу ЛСД, и следили за их поведением.

В одном из экспериментов психиатр Оскар Джанигер (Oscar Janiger), работавший в Калифорнийском университете в Ирвайне, предоставил художнику всё необходимое для рисования и попросил его под воздействием ЛСД нарисовать один и тот же портрет девять раз. Каждое последующее изображение (недавно выложенное juraganyeri) получалось безумнее предыдущего. Смотрите ниже, что нарисовал художник.

Время: 20 минут после первой дозы (50 микрограмм)

Врач, наблюдавший за подопытным, отмечает, что тот начинает рисовать углем. Состояние нормальное, эффект от препарата пока не заметен.

Время: 85 минут после первой дозы и 20 минут после второй (испытуемому дали ещё 50 микрограмм)

Кажется, у пациента эйфория. «Я так ясно могу видеть вас и всё. Это. вы. это всё. мне сложновато контролировать карандаш. Кажется, он хочет двигаться сам».

Время: 2 часа 30 минут после первой дозы

Пациент крайне сосредоточен на рисовании. «Контуры выглядят нормально, но очень ярко – всё меняет цвет. Моя рука должна смело следовать за взмахом линий. Я чувствую, будто моё сознание находится в той части моего тела, которое сейчас активно – в моей руке, моём локте. в моём языке».

Время: 2 часа 32 минуты после первой дозы

Пациент вцепился в свой блокнот. «Я попробую нарисовать иначе. Очертания модели нормальные, а вот мой рисунок – нет. Очертания моей руки тоже странные. Не очень хороший рисунок, правда? Я сдаюсь – я попробую ещё раз. ».

Время: 2 часа 35 минут после первой дозы

Пациент быстро переключается на другой рисунок. «Я сделаю портрет в одну. беспрерывную. линию!» Дорисовав, он начинает смеяться, затем что-то видит на полу и пугается.

Время: 2 часа 45 минут после первой дозы

Пациент пытается залезть в коробку, в основном взволнован, на обращения реагирует медленно, рисовать ещё мог бы, разговаривает мало. «Я. всё. изменилось. они называют. ваше лицо. сплетается. кто. ». Почти беззвучно бормочет мелодию.

Время: 4 часа 25 минут после первой дозы

Пациент отошёл к койке, примерно два часа лежал, размахивая руками в воздухе. Вернулся к деятельности внезапно и сознательно, взялся за ручку и акварель. «Этот рисунок будет самый лучший, как первый, только лучше. Если я не буду осторожен, то потеряю контроль над своими движениями, но я не потеряю, потому что знаю. Я знаю. » (последнюю фразу повторяет много раз). Он делает последние полдюжины штрихов, бегая по комнате.

Время: 5 часов 45 минут после первой дозы

Пациент продолжает двигаться по комнате, пересекая пространство по сложной траектории. Через полтора часа он успокаивается и садится рисовать. «Я снова чувствую свои колени, думаю, действие заканчивается. Вот этот рисунок очень хороший, только карандаш трудно держать (держит мелок)».

Время: 8 часов после первой дозы

Пациент сидит на койке. Он говорит, что дурман стёрся, за исключением того, что иногда наши лица искажаются. Мы просим его о финальном портрете, который он выполняет без особого энтузиазма. «Мне нечего сказать о последнем рисунке, он плох и неинтересен, я хочу домой».

Картина, созданная искусственным интеллектом, продана с аукциона за $432,5 тысячи

Организаторы аукциона «Кристис» в Нью- Йорке планировали продать «Портрет Эдмонда Белами» за 10 тысяч долларов. Однако результат превзошел все ожидания. Стартовая цена была превышена многократно и картина ушла с молотка за 432 500 долларов. Как же зовут автора картины? Что это за восходящая звезда мировой живописи? К сожалению, произнести имя автора человеку без математического образования сложно. Поскольку создателем полотна является алгоритм, который выражается сложной алгебраической формулой (см. иллюстрацию). Именно эта формула красуется в углу портрета, где обычно художники оставляют свои инициалы.

Читать еще:  Разборка и ремонт основных неисправностей водяных погружных насосов своими руками

Алгоритм увлекся абстрактной живописью

— Мы обучали алгоритм, загружая в него данные 15 000 портретов написанных в период с XIV по XX век, — говорит Уго Каселль- Дюпре специалист в области машинного обучения, один из участников проекта. — При создании портрета использовалась генеративно-состязательная сеть (от английского Generative adversarial network, сокращённо GAN). Ее принцип действия основан на соревновании двух нейронных сетей (подробнее об этом см КОМПЕТЕНТНО).

Прямо скажем, шедевр выглядит, мягко говоря, немного незавершенным. Но у «крестных отцов» есть свое объяснение этому. По их мнению, алгоритм увлекся абстрактной живописью, поэтому портретное сходство его особенно не волновало. Французские программисты полагают, что анализируя работы художников на протяжении 7 веков, нейронные сети поняли, что искусство прогрессирует по вполне определенной траектории — от формы к абстракции. И решили, что нужно соответствовать веяниям времени. Тем более в абстрактной живописи больше пространства для самовыражения и новизны.

Тот самый Эдмонд Белами.

Возникает вопрос: кто такой Эдмонд Белами, который удостоился внимания искусственного разума? На самом деле это вымышленный персонаж, названный в честь создателя GAN программиста Яна Гудфеллоу из компании Google. Его фамилия переводится с английского как «хороший друг». Точно так же звучит в переводе с французского словосочетание «belle ami». Впрочем, в распоряжении разработчиков не только портрет Эдмонда Белами, но и его многочисленного «семейства». Дело в том, что участники эксперимента создали для вымышленного персонажа полноценную родословную: она начинается с парадных портретов прадеда и прабабки — графа и графини Белами. Судя по прическам и одеяниям они похожи на современников Короля Солнце — Людовика XIV. Далее следуют их дети — маркизы, бароны, дама в голубом, которая, судя по генеалогическому древу, почему-то является женой кардинала Белами и мамой Эдмонда. В общей сложности насчитывается 11 портретов. Если пустить с молотка всю эту коллекцию, то, учитывая успех Эдмонда, получится приличная сумма. Но программисты пока не делились своими коммерческими планами.

КОМПЕТЕНТНО

Нейросети ставят диагнозы точнее, чем врачи

Прокомментировать итоги интеллектуально-художественных торгов мы попросили заведующего лабораторией нейронных систем и глубокого обучения Московского физико-технического института (МФТИ) Михаила Бурцева:

— Михаил Сергеевич, помогите оценить масштаб события: художественное произведение, созданная искусственным интеллектом, это прорыв, сравнимый с победой программы «Альфа-го» над чемпионом мира? Или нечто другое?

— На самом деле это всего-лишь хороший пиар ход. Во-первых, на мой вкус эта картина является сомнительным художественным достижением. Во-вторых, алгоритм был создан достаточно давно и он может быть использован для более интересных вещей.

— Например?

— Эти алгоритмы хорошо себя зарекомендовали с точки зрения генерации фотореалистичных изображений. Например, известен эксперимент, когда с помощью GAN были созданы реалистичные портреты несуществующих знаменитостей. Вы видели парадокс: незнакомое лицо с узнаваемыми чертами внешности. Так же алгоритм можно использовать для улучшения резкости изображения, когда есть запрос на суперразрешение. За счет искусственного интеллекта вы можете докрутить мелкие детали фотографий до немыслимой четкости. Например, осеннюю листву под ногами у девушки в парке можно сгенерировать до такого разрешения, что будет видна каждая прожилка каждого листа. Неважно, что на настоящей фотографии этого не существует, этот фрагмент будет вымышлен сетью и неотличим от реальности. Кроме того, таким образом можно улучшать качество нечетких и испорченных фотографий.

— Как само изображение появляется на носителе? У нейросети ведь нет ни руки и ног.

— Не знаю, как делали в этом конкретном случае с Эмондом Белами — может быть просто распечатали на принтере. Но помню был проект, где рисовали картину Рубенса , там изображение делалось с помощью робота, который расписывал холст настоящими красками.

— А можете объяснить для массового читателя, что такое генеративно-состязательная сеть.

— Это алгоритм машинного обучения, где одна нейросеть учит другую. У одной сети есть задача синтезировать изображение. Мы загружаем в нее данные и заставляем на их основе делать картинки. А чтобы ее обучить, мы используем другую нейросеть, которая умеет отличает картинки созданные машиной и реальные — например, нарисованные человеком. А дальше включается принцип состязательности: генерирующая сеть вынуждена искать варианты создавать изображения, которые не будут отличаться от работ художников.

— Помимо игры в го есть области деятельности, где искусственный интеллект опередил человека?

— Хорошие результаты есть в распознавании картинок для всяких медицинских приложений. Например, рентгенологические снимки искусственный интеллект распознает лучше человека, следовательно, точнее ставит диагноз. Есть успехи и в распознавании речи. Сейчас нейросеть распознает телефонную речь человека не хуже людей. Это шаг к созданию виртуальных помощников, голосовых ассистентов. Мы в лаборатории занимаемся созданием умных диалоговых систем, но пока еще рано говорить, что они могут поддерживать разговор на уровне живого собеседника. Хотя для рутинных задач — ответы на часто-задаваемые вопросы по телефону, автоматические алгоритмы дают качество сопоставимое с человеком. Но надо взвешивать, что лучше: 10 минут висеть на линии, ожидая оператора, или получить быстрый ответ на типовой вопрос от машины.

— Но как человеку, позвонившему в колл-центр, определить может ли его проблему решить искусственный интеллект или нужен живой оператор?

— Принцип действия таков: голос позвонившего переводится в текст, затем текст подается в специальный классификатор, который распознает — может ли алгоритм на это ответить или нет. Если ответ на этот вопрос у нас есть — он выдается. Если система не уверена, что ответит на вопрос, то он переводится оператору.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Нейросеть от Microsoft научилась создавать изображения по текстовому описанию

В будущем создатели планирует обучить её рисовать целые мультфильмы (подробности)

Читайте также

Как Россия превращается в Московию и надо ли что-то с этим делать

Обсуждаем с экспертом по урбанистике: заменит ли цивилизация супергородов национальные государства

Крысы в помощь: В Ростове-на-Дону при помощи грызунов ученые научились распознавать рак

При помощи новой методики уже обследованы больше тысячи человек

К Земле стремительно приближается астероид

Его диаметр составляет около 1 км, а скорость — 15 км/с

Два больших осколка челябинского метеорита лежат на дне озера

О том, почему их до сих пор не подняли, в эксклюзивном материале КП-Челябинск

Читать еще:  Умные часы smart watch sw007: дизайн, характеристики, функции, цена

Что известно о коронавирусе на сегодня: как заражаются, сколько живет болезнь и нашли ли наконец лекарство

Вместе с экспертами отвечаем на самые актуальные вопросы об инфекции, которая продолжает заражать все больше людей

Впервые на фото: новые коронавирусы COVID-19 похожи на муравьиные яйца

Ученые обнародовали реальные снимки зловредной мелочи, сделанные с помощью электронных микроскопов

Эксперт назвал 4 причины, почему новый коронавирус не сможет заразить две трети землян

Пугающий прогноз о росте эпидемии дал один из советников ВОЗ. «КП» выяснила, насколько оправданы такие опасения

Аномально теплую зиму нам «надышал» Гольфстрим

Но шубы и лыжи пока выбрасывать рано. Почему — объяснил в эфире радио «КП» директор института океанологии имени Ширшова РАН Алексей Соков

Первый негр замерз в открытом космосе

В NASA отметили юбилей знаменательного события

Генетическая сенсация: на Земле жили люди-призраки

В ДНК африканцев обнаружены следы разумных существ неизвестного науке вида

Пермский робот тестирует жителей Нью-Йорка на коронавирус

Промобот проверяет наличие симптомов заболевания у прохожих

Возрастная категория сайта 18+

Как добрый сюрреалист совершил переворот в книгоиздании: Звезда российской иллюстрации Кирилл Чёлушкин

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Чёлушкин, пожалуй, один из самых известных российских иллюстраторов. Он родился в Москве в 1968 году. Чёлушкин получил архитектурное образование, окончил МАРХИ — Московский архитектурный институт. Как ни странно, в числе своих вдохновителей знаменитый иллюстратор называет множество современных архитекторов — отца хай-тека Питера Кука, Фрая Отто с его бионическими экспериментами и мембранными стенами, покрытыми плесенью. МАРХИ привлек его системным подходом к изучению культуры и искусства — и отсутствием идеологического давления. Там существовала и студенческая взаимоподдержка, и возможность участвовать в выставках, и множество вариантов «вхождения» в профессию.

Он начал заниматься иллюстрацией еще в годы учебы в МАРХИ, на первых курсах — ради интереса. Когда вышла первая книга «Японских сказок», он имел не такое уж глубокое представление о культуре Японии и опирался на традиционное китайское, а не японское, искусство. Иллюстрации ко второму изданию, появившемуся спустя шесть лет, были гораздо более проработанными — художник к тому времени с головой погрузился в изучение костюма, оружия, быта японцев. «Японские сказки» с иллюстрациями Челушкина были выдвинуты на Biennial of Illustration Bratislava — крупнейший в мире и самый авторитетный форум в области иллюстрации. Эта работа попала на все значимые выставки и форумы, завоевала великое множество наград и принесла Чёлушкину контракты с зарубежными издательствами — что удивило самого художника.

К середине нулевых Чёлушкин, по его словам, «прошел все типы отношений» с издательствами по всему миру — и ощутил, что работа в качестве иллюстратора начинает его истощать. Он разорвал отношения со всеми издательствами, с которыми сотрудничал — мирно и вежливо, но ощущая, что захлопывает за собой дверь. Однако довольно скоро он пришел к мысли создать собственное издательство — так появились Chelushkin Handcraft Books. Чёлушкин видел, что отечественное книгоиздание находится в тупике — и организация собственного предприятия стала для него и бунтом против сложившейся ситуации, и дерзким экспериментом, и развлечением. Издательство декларирует, что современные печатные технологии позволяют производить продукт, выдающийся по своим качествам — и нельзя этим не воспользоваться. Продукция издательства действительно оказалась высококачественной и эстетичной, хотя реализовать удалось не все проекты. Челушкин мечтает выпустить серию литературы ужасов — и у него в запасе еще десяток идей.

Чёлушкин, помимо иллюстрации, работал с Гарри Бардиным над созданием мультфильма «Гадкий утенок» в качестве художника-постановщика, а еще — нашел свое место и в области современного искусства.

В 2004 году в Москве он представил скандальные живописные работы с изображением откровенных сцен и архитектурных сооружений — так художник выразил свое отношение к появлению в России цензуры. Также он создал серию из семи широкомасштабных графических панно под общим названием «Адаптация», где исследует тему символического взаимодействия города и человека.

Важный источник вдохновения для художника — это кинематограф. Неореалисты, режиссеры «новой волны», Андрей Тарковский, Владимир Кобрин, Алексей Герман. Чёлушкин и сам мечтает снять собственное кино, но на сегодняшний день пробовал себя в области видеоарта, мэппинга, создавая пенопластовые скульптуры с проецируемым на них видеоизображением. Чёлушкин в своих интервью часто говорит, что язык живописи себя исчерпал.

Невозможность превзойти мастеров прошлого — веская причина, чтобы не заниматься чем-то привычным, а искать собственный, принципиально новый путь. Быть современным художником — значит, создавать нечто, что еще не стало»классическим искусством», нечто, к чему зритель еще не готов. Пенопластовые скульптуры, оживленные видеоартом, разошлись по галареям зарубежных коллекционеров. Такова судьба многих работ Чёлушкина — он с 1990-х годов активно выставляется за границей, в Азии и Европе, знаком со всеми известными французскими галеристами, снискал успех у американской публики.

Он работал и с американскими издательствами, создавая иллюстрации к известным произведениям классиков американской литературы. В России же издано не так уж много книг с его иллюстрациями — два сборника японских сказок и две книги Толкиена (их выхода пришлось ждать целых двенадцать лет!). Как предприниматель, Челушкин выпустил еще несколько книг. Они написаны и проиллюстрированы им самим — и повествуют о фантасмагорических приключениях девочки Алисы, значительно отличающейся от кэрролловской, но погруженной в ту же безумную, алогичную атмосферу.

Художника еще со студенческих лет привлекают новые технологии, он внимательно следит за развитием сферы проектирования виртуальной реальности и мечтает о создании жидкого экрана. Впрочем, в собственном творчестве использует вполне консервативные методы — по его словам, «простой, как мычание, язык рисунка». Холст, краски, ножи и наждачная бумага для создания выразительной текстуры — основной инструментарий иллюстратора, никакой компьютерной графики, цветных точек растра и стилуса вместо кисти. Холст становится основой для грядущего произведения потому, что бумага и картон не выдерживают экспериментов художника. Сочетание сложных текстур и виртуозное владение линией, острая характерность персонажей, совмещение образом, диспропорциональность на грани гротеска, наслоение образов, неожиданные детали, сюрреализм и сложный, стертый колорит — все это Чёлушкин-иллюстратор.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector