Как сделать пассивный или активный микшерный пульт своими руками: простые схемы

Как сделать пассивный или активный микшерный пульт своими руками: простые схемы

Микшерный пульт для диджея.

Автор: Тарас Германюк
Опубликовано 23.12.2010

Привет всем. Хочу представить вашему драгоценному вниманию очень интересный и полезный дэвайс.
Трам-тарам, встречайте, полноценный микшерный пульт для диджея Ukrainian Audio. Но перед тем как начать вам рассказывать как это добро собирать, хочу сразу же заявить следующее:
Что при сборе этого девайса вы можете вносить любые изменения, я же предлагаю тот вариант, который мне удобен и который испытан на деле. А началось все где-то год назад, когда я соорудил 4-канальный пульт. В качестве темброблоков я использовал TDA1524. После испытаний пришел к выводу, и вы к ним тоже придёте, что такого рода девайсы надо делать только на операционных усилителях. И это подтвердилось после того как я разобрал, чтобы изучить, пульт Stanton 202 или 200, и был весьма удивлен, что там все просто. Темброблоки собраны по-простому, регель два кандера, два резюка и звук бомба. Тогда я начал рыть и думать, как это сообразить в домашних условиях? Итак, первое, что надо было родить, это блок-схему:

А дальше каждый узел разбирать детально. Здесь все просто — в качестве одного канала используем активный темброблок, который состоит из входного усилителя, темроблока, выходного усилителя.
К этой схеме я печатку не даю, так как плата была разведена не очень правильно и требовала доработки, порезать, допаять. Переразводить неохота.

Таких модуля паяем два, так как канала два. А чтобы их свести в одну точку используем такой коммутатор:

После коммутатора ставим еще один усилитель на ОУ, что бы еще дополнительно усилить звук. Вот его схема.

Также рассмотрим микрофонный модуль. Вы удивитесь почему именно такая схема, повторюсь если она вам не нравится, нагуглите свою, соберите и будет вам счастье.
А я привожу такую схему:

Здесь вроде понятно, надо просто брать и паять. Но теперь встает задача — как же прослушывать треки, чтобы их сводить. Здесь я эту проблему решаю так, вы можете по-своему:

А работает она так — берем микроконтроллер и к нему цепляем через транзисторы совдеповский коммутатор К561КТ3, так как показано на схеме.
Да вы все правильно поняли, прослушка моновская. А вот тут уже надо строго соблюдать блок-схему. Варианта два:
Первый — включаем прослушку после темброблока;
Второй — до темброблока.
Выбор за вами, я же включаю до темброблока, в фирменных пультах — после. Почему так, соберете увидите, а профессиональный диджей меня поймет.
Ах да, чуть не забыл, усилитель который усиливает звук в наушниках я не даю, так как использовал готовый. А вы можете выбрать любой удобный по карману и сложности для вас, ну а включать его так:

Идем дальше. Для красоты работы пульта понадобится индикатор уровня сигнала, я выбрал такой и вам советую:

Включать согласно блок-схеме.

Когда все схемы есть, постает вопрос о дизайне, тут я тоже кое-что предлагаю:

На последней картинке показано сколько вам понадобится материала типа дюраль. Дно я делал из дерева — удобно к нему платы крепить.
Некоторые печатные платы я даю, остальные будете разводить сами.
Ну и канешно же фото девайса:

Видео работы
Микс, записанный с помощью этого пульта.

Как сделать микшерный пульт своими руками

Микшерный пульт (от англ. mixing console), в обиходе «микшер» — это электронный прибор, с помощью которого можно суммировать и свести воедино несколько аудио-сигналов. Устройства такого типа широко используются в сфере звукозаписи и концертном звукоусилении. Применяются они и в тех случаях, когда необходимо осуществить маршрутизацию сигналов. Конечно же, можно приобрести такое устройство в специализированных магазинах, но если у потенциального пользователя стесненные обстоятельства, либо есть желание, необходимые познания в электротехнике и требуемые материалы, то собрать микшерный пульт своими руками также возможно. Все подробности процесса – в материале далее.

Виды микшеров

На отечественном рынке представлено огромное количество самых разнообразных микшерных устройств: аналоговые и цифровые, концертные и студийные, бюджетные и профессиональные и т. д. Что они собой представляют и как подключаются к соответствующему оборудованию, можно прочитать в также в этом разделе. Однако несложно изготовить простой микшерный пульт и своими руками, о чем и пойдет речь далее.

Для смешивания аудиосигналов можно использовать как пассивный, так и активные микшерные устройства. При этом наиболее простым является пассивный микшер, не имеющий в своем составе ни источника питания, ни выходного усилителя. Другими словами, пассивный микшерный пульт — это прибор, предназначенный для работы с предварительно усиленными аудиосигналами.

Активный микшерный пульт GLAY PMX-6USB

Активные микшерные устройства используются в тех случаях, когда необходимо озвучить конкретное пространство. По своей сути он представляет собой законченное схемотехническое и конструктивное решение, позволяющее справиться с определенной задачей.

На заметку! От пассивного микшера активные устройства отличаются наличием тракта звукового усиления, который включает в себя усилитель мощности и акустическую систему.

Существует достаточно много разновидностей активных микшеров, например:

  • звукорежиссерские;
  • студийные;
  • диджейские и пр.

В зависимости от своего назначения профессиональные микшерные пульты оснащаются различными устройствами для обработки и регулировки звука. К числу стандартных органов управления относятся:

  • фейдеры (регуляторы громкости);
  • эквалайзеры (темброблоки);
  • регуляторы уровня предварительного усиления, компрессии и т.д.

Узкоспециализированные микшерные устройства предоставляют пользователю больше возможностей по обработке звука в каждом канале. Для этого изготовители встраивают в них один или несколько процессоров эффектов, с помощью которых можно наложить на аудио сигнал имитацию эха, реверберации, хоруса (хоровое звучание музыкальных инструментов), фланжера («летящее» звучание) и пр.

На заметку! В зависимости от назначения микшеры могут встраиваться в стойку (рэковые модели) либо располагаться на столе, в кейсе или на любой другой поверхности (консольная конструкция).

Рэковый микшер Behringer pmp1680s

Пассивный микшер

Пассивный микшер имеет одну из самых простых электрических схем, собрать которую по силам даже начинающему радиолюбителю. Она полностью состоит из отечественных деталей (6 резисторов, причем три из них должны быть регулируемыми), купить которые можно на любом радиорынке. Типичная схема представлена на фото ниже.

Устройство, собранное по такой схеме, дает возможность смешивать два сигнала, поступающих от микрофона или магнитного звукоснимателя (несимметричный низкоомный вход Х1) и какого-нибудь внешнего источника звука, например, линейного выхода тюнера, плеера и пр. (вход Х2). При этом их чувствительность составляет:

  • вход Х1 — порядка 2-3 мВ;
  • вход Х2 — около 150 мВ.

Чтобы получить низкий уровень шумов и минимизировать влияние электромагнитных наводок, все элементы схемы нужно тщательно экранировать. Лучше всего соединять радиоэлементы между собой экранированным проводом, а собранную схему поместить в кожух, сделанный из магнитомягкого материала. Уменьшение величины соотношения «сигнал/шум» обеспечивается также за счет того, что подвижные контакты переменных резисторов R1 и R2, с помощью которых устанавливаются необходимые уровни входных сигналов, соединяются (смешивание каналов) между собой через резисторы R3 и R4.

Читать еще:  Как разобрать и отремонтировать цепную электропилу своими руками, причины основных неисправностей

Совет! В качестве регуляторов уровня сигналов лучше использовать движковые переменные резисторы (R1, R2, R5). Это позволит визуально (по положению ползуна) оценивать соотношение уровней входного и выходного сигналов. При этом рекомендуется металлические корпуса этих резисторов соединить с общим проводом электрической схемы и с корпусом самого микшера.

Микшерные пульты активного типа

Электрические схемы активных микшеров значительно сложнее пассивных, однако и среди них можно найти такие, которые по силам собрать радиолюбителям, имеющим определенный опыт в изготовлении печатных плат, а также в сборке и настройке радиоэлектронных устройств.

Простой активный микшерный пульт

Наиболее простой активный микшерный пульт можно сделать из радиоэлементов, выпускаемых отечественной промышленностью. Схема электрическая принципиальная такого устройства приведена на фото ниже.

От пассивного аналога эта схема отличается большим количеством входов и наличием усилителя мощности, собранного на 3-х транзисторах КТ3102Б. Коэффициент усиления при этом определяется соотношением «величина сопротивления резистора R7/сопротивление источника аудиосигнала».

На заметку! Вместо постоянных резисторов R1-R5 можно применить переменные резисторы с тем же номинальным сопротивлением. А вместо транзисторов КТ3102Б можно использовать транзисторы КТ315Б или КТ342Б.

При необходимости количество входов можно увеличить путем подключения к конденсатору С1 необходимого числа резисторов с номинальным сопротивлением 4,7-10к.

Двухканальный моно-микшер

Монофонический микшер на 2 канала, электрическая схема которого с перечнем необходимых радиоэлементов приведена ниже, можно использовать для смешивания сигналов от микрофона и какого-либо источника аудиосигнала, например, при озвучивании любительских фильмов и пр.

Необходимые радиодетали с номиналами:

Электрическая модель этого самодельного микшерного устройства содержит микросхему AN7609, которая состоит из 2-х усилителей. Один из них усиливает сигнал, поступающий с микрофона, а второй выполняет роль сумматора. Входные сигналы регулируются переменными резисторами Р1-Р3 с номинальным сопротивлением 47к.

На заметку! Собрать монофоническое микшерное устройство будет несколько сложнее, так как для этого понадобится печатная плата, которую необходимо изготовить самостоятельно из фольгированного текстолита.

Фото этой платы приведено ниже.

Микшерное устройство для нескольких микрофонов

Иногда при озвучивании тех или иных мероприятий или помещений возникает потребность в сведении воедино сигналов, поступающих от находящихся в разных местах микрофонов. В этом случае может помочь простой 3-х канальный микшер, собранный на базе операционного усилителя К157УД2. Он может быть изготовлен даже методом объемного монтажа на простом листе картона.

Приведенная ниже электрическая схема устройства предполагает подключение трех микрофонов, однако их количество по желанию пользователя может быть легко увеличено или уменьшено путем несложных преобразований.

Каждый микрофонный вход имеет регулятор уровня сигнала и подключен к операционному усилителю DA1.1, выполняющему роль сумматора. Умноженный операционным усилителем сигнал затем подается на темброблок, в состав которого входят переменные резисторы VR5 (НЧ) и VR6 (ВЧ) номиналом 100к каждый. Амплитудно-частотная характеристика темброблока приведена на графике.

С резисторов темброблока сигнал подается на буферный повторитель (DA1.2), а затем на линейный выход, к которому можно подключить магнитофон либо усилитель.

При изготовлении данного микшерного устройства можно использовать радиоэлементы любого типа. Например, вместо микросхемы К157УД2 подойдет любой аналог с соответствующими цепями коррекции. Что касается регуляторов уровня VR1-VR3, то лучше всего использовать исполнения, в которых заложена логарифмическая зависимость изменения величины сопротивления (СП2-6 и аналогичные). А в качестве регуляторов тембра VR5, VR6 подойдут переменные резисторы, имеющие линейную зависимость величины сопротивления (СП2-5 и их аналоги).

Многоканальный стерео-микшер

При необходимости сведения воедино аудиосигналов от нескольких источников (микрофоны, DVD-тюнер, видеомагнитофон, синтезатор и пр.) и передачи полученного сигнала, например, на персональный компьютер, можно сравнительно быстро собрать простой многоканальный стерео-микшер активного типа. Приведенная ниже электрическая схема этого устройства предусматривает наличие 2-х микрофонных входов MICRO 1 и MICRO 2 и четырех линейных входов LINEA 1-LINEA 4, к которым можно подключать различные источники аудиосигналов.

К особенностям этого микшерного устройства можно отнести:

  • дополнительное усиление сигналов, поступающих с микрофонных входов, операционными усилителями (микросхема TL072 или любой другой малошумящий операционный усилитель);
  • возможность предварительного прослушивания любого из каналов путем переключения их на наушники DJ (переключатели S1A, S1B-S6A, S6B).

Печатная плата

Чтобы собрать вышеприведенные микшеры, предварительно нужно разработать и изготовить печатную плату. Ее фото, как со стороны печатных проводников, так и со стороны деталей приведены ниже.

Фото платы со стороны дорожек

Фото платы со стороны деталей

Печатная плата изготавливается из одностороннего фольгированного текстолита. Разводку токопроводящих проводников осуществляют при помощи специальной программы DipTrace, которую можно скачать из Интернета. После прорисовки печатных проводников их наносят на фольгированную поверхность текстолита и приступают непосредственно к процессу изготовления печатной платы.

Важно! Печатная плата с правильно подобранными и установленными радиоэлементами не нуждается в регулировке и начинает работать сразу после ее размещения в корпусе.

Резюмируя вышеизложенный материал, следует отметить, что своими руками можно не только осуществлять ремонт радиоэлектронной техники, но и самостоятельно изготавливать достаточно сложные приборы. Для этого необходимо обладать электротехническими познаниями в объеме выше среднего уровня, а также необходимым инструментом и сноровкой в выполнении тонких работ. А для тех, кому необходимо наглядное пособие, в общем доступе в Сети выложены видео-ролики с процессом создания микшерного пульта в домашних условиях, которые сняты отечественными самодеятельными конструкторами.

Лучшие микшерные пульты

Soundcraft Signature 12 аналоговый 12-канальный микшер на Яндекс Маркете

Аналоговый микшер Yamaha MG12XU на Яндекс Маркете

Soundcraft EPM8 микшерный пульт, 8 моно + 2 стерео входа, микрофонные предусилители GB-30 на Яндекс Маркете

Soundcraft EFX8 микшерный пульт с процессором эффектов на Яндекс Маркете

Аналоговый микшер Eurosound Compact-4USB на Яндекс Маркете

Мастерская

работа для музыкантов

репетиционные базы Москвы

форум текстовиков

форум барабанщиков

>Кстати, схема — моно.

да, это я в курсе — для стерео нужны будут две шины, и в идеале — двухканальные переменные резисторы. Собственно, делать собираюсь именно стерео, чтобы был общий выход и опционально выход на личный монитор.

>Да, всё настолько просто, для соответствующего качества.

А какие шаги можно предпринять для улучшения (если такой простейший вариант плох)?

>Резисторы — разделительные, чтобы уменьшить влияние сигналов друг на друга.

Может, есть смысл использовать диоды? Или это слишком заморочено и не сработает?

Lomerion , Можно и диоды поставить, но резисторы убирать нельзя — они преобразовывают напряжения в токи, для их смешивания.
Но смысл здесь что-то улучшать? В этой простоте достоинства этой схемы. Но вы же сами понимаете, что в студиях звукозаписи вы такой схемы не встретите. ЧТО здесь улучшать? Эта схема — просто «рыба».

>делать собираюсь именно стерео, чтобы был общий выход и опционально выход на личный монитор
у вас и входы — моно. Если с синта выходит стерео (например, со всякими стерео-тремолами или эхами), то с моно-входом эти эффекты работать не будут.

Читать еще:  Установка мобильного кондиционера: особенности, подготовка, изготовление вставки в пластиковое окно

Long , мне кажется, эта схема расчитана для гитарного сигнала, или микрофонного, не линейного. Потому и номиналы такие.

>кручение любого переменника будет влиять на общий
>выходной уровень
что тоже является больше достоинством, нежели недостатком — дабы не спалить предусилитель.

>в студиях звукозаписи вы такой схемы не встретите
Ну мне это для выступлений надо — чтобы немного облегчить работу звукарям и техникам

>у вас и входы — моно. Если с синта выходит стерео (например, со всякими стерео-тремолами или эхами), то с моно-входом эти эффекты работать не будут.
Не, это я всё понимаю) Представленная схема — чисто наглядное пособие, так сказать, ровно половина от итоговой) Так-то у меня будет четыре гнезда на вход (L1 R1 L2 R2) и два на выход (L R). Ну и плюс, возможно, выведу дополнительно stereo jack 3.5 для наушников (пропустив через ещё один двойной переменник).

>— Только переменники поставьте поменьше, 10 кОм вполне достаточно будет.
>Да и 47 кОм — имхо, многовато.
Вот кстати об этом и хотел спросить — для линейных входов какие значения сопротивлений будут оптимальными? Полезная информация

В общем, пока буду делать корпус, как будет на днях время — схожу за переменниками. Обычные резисторы посмотрю, какие есть в «Романтике» — может оттуда заберу. Так что если будет ещё полезная информация — буду только рад просвятиться

> схема расчитана для гитарного сигнала, или микрофонного, не линейного. Потому и номиналы такие.

— Мнээээ. Для гитар — да, входное сопротивление обычно не менее 5000 кОм.
Но! Если поставите ручку входного уровня на максимум, то входное сопротивление
этого входа станет намного меньше. Если к гнезду OUTPUT будет подключен вход
с довольно часто встречающимся сопротивление в 47 кОм, то для указанного
входа оно (в пределе) может стать порядка 60 кОм — а, значит, прощайте верха!
Ну, и мокрофоны — они обычно нуждаются в преде, а тогда 500 кОм нафиг не нужно,
бо будут только наводки ловить. Вообще, общее правило в схемотехнике — это
ставить минимально возможные номиналы.
Конкретно в таком пассивном микшере — если он будет работать с нормальными
линейными сигналами — вполне достаточно переменника в пару килоом.
(2 кОм — это нагрузка, с которой гарантированно будет работать любой ОУ.)
Правда, 2 кОм — это довольно «экзотический» номинал, а вот 5 Ком — вполне доступен,
вот например: http://www.chipdip.ru/product/r-24n1-a5k/

>>кручение любого переменника будет влиять на общий
>>выходной уровень
>что тоже является больше достоинством, нежели недостатком — дабы не спалить предусилитель.

— Не-а. Во-первых, никаким НОРМАЛЬНЫМ сигналом — никакой пред спалить невозможно.
Во вторых, минимальным — выходной сигнал будет в том случае, если все регуляторы
(кроме одного, нужного) будут находиться в минимальном положении.
Сомнительное достоинство.

Делаем микшер своими руками

Микшерный пульт предназначается для смешивания нескольких аудио сигналов. К примеру, его применяют, если нужно озвучить любительский фильм, или требуется голосовое сопровождение дискотеки, для экскурсоводов, для караоке, чтобы подключить музыкальный инструмент к компьютеру и т.д. Микшер используется при звукозаписи и для проведения концертов, когда звукорежиссеру требуется выставить оптимальные параметры звука для зала. Исходя из сказанного, понятно, что данный аппарат является незаменимым, и использование его многогранно.

В продаже имеется огромное количество моделей, как для профессионалов, так и для обычных пользователей. Но для начинающих музыкантов или просто любителей караоке цены на аудио оборудование кажутся достаточно высокими. Поэтому для домашнего использования микшер можно сделать своими руками.

Виды микшеров

По своей сути, микшерные пульты бывают двух основных типов.

  1. Пассивные, которые не имеют в своей конструкции усилительного модуля. Такие устройства предназначены для работы над уже усиленным сигналом. Пассивные пульты используются в случаях, когда необходимо смешать несколько сигналов с высоким уровнем, поскольку они работают только на ослабление сигнала.
  2. Активные, которые имеют блок усиления и работают с сигналами низкого уровня, то есть не усиленными. Поступающий на вход аппарата сигнал усиливается предусилительным модулем. Также, благодаря источнику питания, в таких устройствах есть возможность применять микросхемы и транзисторы, что заметно расширяет их функциональность, если сравнивать с пассивными пультами.

Активные микшеры с успехом применяются в студиях, на концертах, где решают различные задачи по обработке и усилению сигнала, его индикации и коммутации, а также для фантомного питания микрофонов (конденсаторных). Именно активные модели получили набольшее распространение. Некоторые из них имеют встроенный процессор цифровых эффектов, который еще больше расширяет возможности звуковой аппаратуры.

Как сделать активный микшер

Простейший самодельный микшер, притом активный (с усилителем мощности), можно спаять при определенных навыках за 20 минут. Схема его довольно проста и приведена на следующем рисунке.

На коэффициент усиления в данной схеме влияет отношение сопротивления, которое имеет резистор R7 к сопротивлению источника сигнала. Если вам 5-ти входов мало, то увеличить их количество просто: к конденсатору
C1 нужно подключить требуемое число резисторов, как постоянных, так и переменных (по желанию).

Транзисторы, приведенные на схеме, вполне заменяемы транзисторами с маркировкой КТ315Б или с маркировкой КТ342Б.

Как делать пассивный звуковой пульт

Пассивный микшерный пульт не требует питания, и его конструкция является настолько простой, что даже начинающие радиолюбители смогут его спаять. Если посмотреть на электросхему устройства, то становится понятно, что в основе данного пульта лежит резистивный принцип. Аппарат способен смешивать 2 сигнала, которые поступают от микрофонного входа X1 (несимметричного) и от входа Х2, к которому может быть подключен внешний источник.

Вход X1 является низкоомным с чувствительностью около 2-3 мВ. К этому входу можно подключать разного рода низкоомные источники: звукосниматели, гитарные адаптеры и прочие. Также его можно использовать для микрофона. Вход X2 имеет чувствительность около 150 мВ. К нему обычно подключаются линейные выходы плееров, тюнеров и т.д.

Суммируемый сигнал, приходящий от обоих источников, снимается с помощью резистора R5, после чего он поступает на выход (X3) к устройству записи или воспроизведения.

Для работы данной схемы питание не требуется. Для достижения минимального уровня шумов все элементы должны быть хорошо экранированными. За счет незначительных помех, которые могут образовываться между каналами, соотношение сигнал/шум – является приемлемым. Контакты переменных резисторов R1 и R2, которые являются подвижными, объединяются через 2 резистора – R3 и R4. Это уменьшает их влияние друг на друга во время смешивания.

Следует обратить внимание на то, что у резисторов (переменных) R5, R1 и R2 металлические корпуса, и они должны быть соединены как между собой, так и с корпусом гнезда X1. Кроме этого, они соединяются с общим проводом схемы, а также с корпусом микшера. Для этой схемы рекомендуется использовать тип переменных сопротивлений, не круглых, в которых регулятор движется прямолинейно. Это делается, в большей степени, для удобства, чтобы визуально оценивать положение регулятора, и определять таким образом уровень сигнала.

Читать еще:  Замена жиклеров газовых плит своими руками

Двухканальный звуковой пульт

Данный микшер является двухканальным и монофоническим. Двухканальный пульт может применяться для озвучивания различных мероприятий, фильмов, а также для смешивания сигнала, исходящего от разного рода музыкальных инструментов.

В конструкции звукового пульта применена одна микросхема, состоящая из двух усилителей. Один усиливает сигнал, поступающий от микрофона, а другой работает в схеме сумматора. Для регулировки входящих сигналов в аппарате применяются потенциометры, обозначенные на схеме P1, P2, P3.

Выходной сигнал подвергается регулировке потенциометром P4. В случае, если у вас появится желание подводить ко входу аппарата стереофонический сигнал, то сигналы, идущие от двух каналов (левого и правого), необходимо объединить со входом микшера. Сделать это можно с помощью внешних резисторов (10 кОм).

Для питания устройства можно использовать любой источник на 12V. Важно, чтобы микросхема AN7809 была установлена на радиаторе.

Перечень всех радиодеталей и их номиналы приведены в таблице ниже.

Как сделать печатную плату

Самый простой способ изготовления печатной платы – это с применением утюга и распечатанного на лазерном принтере изображения. Если вы не являетесь обладателем лазерника, изображение можно распечатать в любом салоне, где оказываются полиграфические услуги.

Важно, чтобы изображение было нанесено на бумагу тонером — порошком, применяемым только в лазерных принтерах и ксероксах.

Также потребуется приобрести текстолит, лучше однослойный. Продается он на радиорынке либо специальном в магазине, торгующим радиодеталями. Но, для начала, печатную плату нужно спроектировать. Для этой цели используется разное программное обеспечение, которое может в автоматическом или ручном режимах произвести расчет и прорисовку дорожек платы. Рекомендуется воспользоваться программой DipTrace, которую необходимо скачать из интернета. С помощью данной программы возможно создавать, кроме печатных плат, принципиальные схемы. Окно программы выглядит, как на рисунке ниже. На нем можно увидеть и готовый макет будущей печатной платы.

Далее, необходимо выполнить следующее.

  1. Распечатайте созданный вами чертеж платы, используя лазерник. Примите к сведению, что бумагу для печати нужно выбирать глянцевую, такую, как в глянцевых журналах. Просто вырвите из него страницу и произведите печать прямо по тексту или изображению. Рекомендуется сделать несколько копий на всякий случай.

  2. Возьмите лист текстолита и отрежьте с помощью резака (который можно сделать из полотна ножовки по металлу) подходящего размера прямоугольник.
  3. Далее потребуется приготовить ацетон, ватные диски и мелкую наждачку.
  4. Зачистите наждаком кусок заготовки с той стороны, где имеется фольга, до состояния, чтобы матовый слой полностью снялся, и фольга стала блестящей.
  5. Далее окуните в ацетон ватный диск и тщательно протрите фольгу. Результат должен быть, как на фото ниже.

Очень важно после обезжиривания фольгированной поверхности не прикасаться к ней пальцами. В противном случае, придется снова обезжиривать фольгу. Браться можно только за края заготовки.

На следующем этапе потребуется соединить заготовку и распечатанную на бумаге схему.

  1. Вырежьте кусок бумаги с напечатанным чертежом таким образом, чтобы вокруг него был запас для заворачивания.
  2. Наложите изображение чертежа на заготовку (рисунком на фольгу) и заверните излишки бумаги, которые можно закрепить малярным скотчем. В результате вы получите конвертик, как на рисунке ниже.
  3. Возьмите утюг (марка и модель не имеет значения) и на терморегуляторе выставьте максимальный нагрев.
  4. Положите разогретый утюг на конвертик, разумеется, на ту сторону, где нет скотча. Начинайте легкими движениями проглаживать бумагу. Нажимать на утюг следует с умеренным усилием, иначе тонер растечется и размажется по заготовке. Если прижимать слабо, то тонер плохо прикипит к фольгированному слою заготовки. Прогрев нужно производить равномерно, по всей площади заготовки. Особенно следует хорошо прогревать края, где повышен риск отслаивания тонера, по причине недостаточного прогрева. О том, что прогревание можно остановить, свидетельствует пожелтение бумаги, а также проступание на ней очертаний схемы.
  5. Отключите утюг и дайте конвертику остыть около 10 минут.
  6. Возьмите подходящую по размеру емкость и налейте в нее горячей воды. Температуру жидкости можно определить рукой: если вода горяча настолько, что в ней долго руку не удержишь, значит, температура является подходящей.
  7. Опустите конверт с заготовкой в жидкость примерно минут на 15-20. Если у вас из крана течет горячая вода, то ее можно и не отключать.
  8. После замачивания необходимо, прилагая максимальную аккуратность, отделить бумагу от фольги. Прилипшие куски бумаги нельзя соскребать. Их нужно аккуратно скатывать пальцами.
  9. Возьмите фен и хорошо просушите заготовку.

  10. На следующем этапе необходимо удалить участки фольги без рисунка, то есть протравить плату. Для этих целей принято использовать хлорное железо. Продается оно в банках, выглядит, как ржавая кашица, имеет неприятный запах и разводится при тщательном перемешивании теплой водой. Раствор делается из расчета 100 г воды + 100 г кашицы. Жидкости можно добавить и меньше, главное, чтобы раствор полностью покрывал заготовку.
  11. Погрузите заготовку в подготовленный раствор. В среднем, травление длится около 20 минут. На время травления влияет концентрация раствора, а также размеры погруженной детали. При этом очень важно помешивать раствор стеклянной или пластиковой палочкой или покачивать ванночку. Если есть возможность, поставьте емкость в теплую воду и меняйте ее по мере остывания, чтобы раствор не стал холодным. Если через указанный промежуток времени вы заметили недостаточную протравку, то необходимо увеличить концентрацию раствора, добавив в него немного хлорного железа.
  12. После удачной протравки извлеките плату из раствора, промойте ее под проточной водой и высушите.
  13. Смочите ватный диск ацетоном и удалите все остатки тонера с платы.
  14. Теперь очищенную от тонера плату с дорожками необходимо просверлить, чтобы можно было в эти отверстия вставить ножки радиодеталей. Для отверстий можно использовать сверло диаметром 0,9 мм. Конечно же, диаметры выводов необходимо устанавливать на стадии проектирования, чтобы потом не переделывать работу.
  15. Заключительным этапом будет лужение дорожек. Делается это с помощью жидкого флюса (30% спиртовой раствор канифоли). Нагрейте паяльник и, набирая на жало минимум припоя, пройдитесь им по всем дорожкам. Должно получиться, как на следующем фото.

На этом изготовление печатной платы можно считать завершенным.

Как сделать корпус для микшера

Корпус для звукового пульта можно изготовить своими руками из любого материала, поддающегося легкой обработке: пластика, пластмассы, оргстекла, текстолита и т.д.

Все детали вырезаются с учетом размеров печатной платы и расположения регуляторов, гнезд, которые будут выходить наружу. Стенки короба удобно соединять при помощи клеевого пистолета. Далее, проделайте следующее.

  1. Необходимо вложить плату в короб и отметить места сверления под регуляторы и гнезда, после чего просверлить их.
  2. Вставьте гнезда на свои места и припаяйте к ним провода, идущие от платы.
  3. Вставьте плату в корпус.
  4. К нижней крышке (дну) приклейте кусочки пластика, чтобы вы могли вкрутить в них саморезы при сборке.
  5. Установите дно на место и закрутите саморезы в соответствующие места, предварительно просверлив отверстия по диаметру немного меньшие, чем шуруп. Если этого не сделать, вставные планки сломаются или расколются.

Если ваша схема микшера предусматривает установку линейных регуляторов и таких же индикаторов, то пазы прорезаются на верхней крышке короба.

На этом изготовление корпуса для микшера заканчивается.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector