Создана технология, позволяющая улучшить интеллектуальные способности человека

5 простых советов, как развить умственные способности у детей и взрослых

Головной мозг человека — это сложная система нервных клеток (нейронов). Информация от одного нейрона к другому передается посредством химических передатчиков — нейромедиаторов (в частности, эндорфинов, дофамина и др.). Существует ошибочное утверждение, что в работе человеческого мозга задействована лишь малая его часть.

В действительности мозг у всех всегда работает полностью, однако это совсем не означает, что предел достигнут и мозг нельзя развить. У человека, занимающегося саморазвитием, образуются и новые нейроны, и новые связи между ними — это и будет развитие интеллекта.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители — это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет — и он себя сам.

Цель многих людей, желающих стать успешными, — максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели — не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема — было бы желание и терпение. Конечно, вторым Эйнштейном, Теслой, Эдисоном или Илоном Маском мы вряд ли станем — это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь прокрастинацией. А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты — люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, Леонардо да Винчи был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей — синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина — гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы — например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в судоку, начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. Развиваем креативное мышление, способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно.

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы — в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором, перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом — ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет, находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин — сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы калькулятор, благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и программы-переводчики, которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

5. Общаемся в сети

Соцсети вроде Twitter, Google+ и других дают возможность общаться с большим количеством новых людей. Другое окружение, новые знания и идеи открывают новые возможности и позволяют посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения, найти новые пути их решения. В процессе развития интеллекта роль коллективного разума несомненна.

Читать еще:  Новая модель беспроводного пылесоса powerstick pro от samsung

Как улучшить интеллектуальные способности

Многие убеждены, что интеллектуальные способности заложены в нас природой с рождения, и сомневаются, что можно развить интеллект, будучи взрослым. Они ошибаются: улучшить свои когнитивные способности вполне возможно. ЧТД собрал несколько рекомендаций и упражнений.

«Никакие тренировки не помогут каждому человеку стать гением уровня Моцарта или Эйнштейна, — пишет Адам Уилсон в книге „Как развить интеллект. Психология умника“, — поскольку для гениальности важно уникальное сочетание генетических предпосылок, правильного воспитания, подходящих социальных условий и нужного развития природных способностей».

Ученым удалось доказать, что интеллект не является постоянной величиной: IQ можно значительно улучшить.

Принято считать, что средний показатель составляет 110 пунктов, но вполне реально увеличить его до 130. А этот результат уже расценивается как одаренность.

Если не замахиваться на гениальность, повысить интеллектуальный уровень собственными усилиями можно в любом возрасте. Недавние исследования доказали, что человеческий мозг способен создавать новые нейроны даже в 60-70 лет.

Интеллект — это комплексное понятие, которое включает в себя такие элементы, как память, внимание и логика. Поэтому если вы хотите улучшить интеллектуальные способности, вам нужно позаботиться о правильном развитии всех компонентов.

«Интеллект требует гармоничного и полноценного развития! — настаивает Уилсон. — Несбалансированное развитие ума чем-то напоминает неравномерную тренировку мышц. Работать только над совершенствованием одной способности — все равно что записаться в тренажерный зал и заниматься развитием только мышц рук».

Включите в программу тренировок ежедневные упражнения для памяти, внимания и логики, и уже через пару недель заметите первые изменения. Главное, чтобы нагрузки были не только комплексными, но и постоянными. Для постоянного развития интеллекта они должны войти в привычку, стать образом жизни. Можно провести параллель с процессом похудения: вы можете время от времени садиться на диету, а потом срываться и набирать вес обратно, или постоянно правильно питаться и поддерживать фигуру в норме.

Какую бы программу для развития интеллекта вы ни выбрали, она не должна быть нудной и монотонной, иначе вам быстро надоест выполнять упражнения, и вы ничего не добьетесь. При этом совершенно не обязательно тратить на занятия много времени. Как отмечает Роджер Сайп, «стресс — главный убийца ваших умственных способностей». Поэтому подберите для себя тот тип тренировки, который наиболее близок вам и подходит для вашего характера. Помимо непосредственно упражнений для развития интеллекта, эффективны и некоторые вполне бытовые и привычные нам занятия.

Методы развития интеллектуальных способностей

1. Записывайте все свои идеи на бумаге

При сканировании мозга пишущего человека выяснилось, что при письме задействованы сразу несколько отделов, даже больше, чем при наборе текста на клавиатуре. Когда вы пишете текст от руки, а потом перечитываете его, информация воспринимается вами визуально, так что к работе подключаются и отделы мозга, которые отвечают за зрение. Кроме того, при записи вы анализируете информацию гораздо глубже, мыслите более интенсивно.

2. Играйте в интеллектуальные игры

Игра является лучшим способом обучения и одновременно с этим наиболее приятным. Развитию интеллекта способствуют как кроссворды, судоку, головоломки или шахматы, так и компьютерные игры. Даже если вы проходите простую аркаду, где нужно стрелять по монстрам, вы все равно нагружаете свою оперативную память и тренируете ее.

3. Продолжайте образование

Образовательный процесс помогает людям становиться умнее и учит обращаться с информацией, способствует расширению кругозора и развитию интеллекта.

Наиболее полезны для интеллекта:

  • Точные науки — ведь для решения математических задач нам необходимо задействовать логическое и абстрактное мышление, критические, аналитические и дедуктивные способности, а также обладать хорошей памятью.
  • Иностранные языки — при их изучении работает передняя кора головного мозга, отвечающая за принятие решений и эмоции.
  • Рукоделие — оно помогает улучшить мелкую моторику рук, что в свою очередь помогает развивать способности к познанию и обучению, оказывает положительное влияние на работу центров речи.
  • Музыка — игра на музыкальных инструментах чем-то похожа на медитацию. Она учит концентрироваться и отключаться от всего остального мира.

Кстати, музыка сама по себе играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей, утверждает исследователь Фрэнсис Раушер. В его эксперименте участвовало 36 студентов, которых произвольно разделили на три группы. На протяжении десяти минут одна из них слушала тишину, вторая — записи для релаксации, третья — сонату Моцарта ре-мажор для двух фортепиано. Сразу после этого все участники прошли тест на уровень интеллекта. Оказалось, что средний балл после прослушивания тишины — 110, после записи для релаксации — 111, зато после воспроизведения сонаты Моцарта — 119.

4. Не живите по шаблону

Когда мы на автопилоте выполняем привычную нам задачу, мозг отключается. Алгоритм действия уже давно выстроен, поэтому думать не о чем. Зато если сделать привычное действие по-новому или изменить порядок проведения собственных ритуалов, мозг будет вынужден работать активно.

5. Смейтесь чаще

Как известно, смех способствует выделению эндорфинов — гормонов радости, а поэтому является самым быстрым способом снятия напряжения и стресса. Кроме того, смех помогает ломать стереотипы и прерывать затянувшиеся и непродуктивные размышления. В этом смысле он может выполнять роль оперативной «зарядки» для вашего интеллекта.

6. Откажитесь от вредных привычек

Помимо очевидной пользы для организма это поможет развитию интеллекта. Было установлено, что память курильщиков работает на 15% хуже, чем у тех, кто бросил вредную привычку, и на 21% слабее, чем у тех, кто не курил никогда. Злоупотребление алкоголем также негативно влияет на память.

7. Больше спите

Выделяйте на сон не меньше восьми часов в сутки и по возможности ложитесь в кровать днем. Сон помогает активизировать процессы, протекающие в мозге. Более того, любые знания, которые человек получает, прежде чем заснуть, лучше усваиваются. Наконец, во сне зона кратковременной памяти освобождается, поэтому после пробуждения вы будете лучше воспринимать новые данные.

8. Питайтесь правильно

Старайтесь пить как можно больше воды в течение дня. Обезвоживание приводит к тому, что снижается концентрация внимания.

При этом важно употреблять именно воду, а не любые другие напитки. В частности, кофеин способствует обезвоживанию в большей степени, чем утоляет жажду. Чрезвычайно полезен и чай матча: он оказывает положительный эффект на работу центров мозга. Употребляйте в пищу продукты, насыщенные витаминами D (креветки, ракообразные) и B12 (морепродукты), жирными кислотами (морская рыба), йодом (морская капуста).

8 простых упражнений для развития интеллекта

  • Посчитайте в обратном порядке от ста до одного и постарайтесь сделать это как можно быстрее.
  • Проговаривайте в голове весь алфавит и для каждой буквы придумывайте слово, в котором она первая (А — арбуз, Б — батон и так далее). Старайтесь увеличивать скорость.
  • Быстро произнесите 20 мужских и 20 женских имен, называя номер каждого из них (1 — Анна, 2 — Виктория, 3 — Мария и так далее).
  • Повторите прошлое упражнение, только вместо имен используйте любую категорию предметов — фрукты, одежда, мебель.
  • Выберите любую букву алфавита и быстро назовите 20 слов, которые на нее начинаются. Пронумеруйте их так же, как в прошлых заданиях.
  • Сосчитайте до 50 и обратно с закрытыми глазами.
  • Откройте книгу и выберите оттуда любое слово. Поставьте таймер на пять минут и за это время постарайтесь написать на бумаге как можно больше предложений с этим словом. Фразы могут быть совершенно абсурдные, в этом упражнении важна скорость реакции.
  • Возьмите газету или книгу, переверните вверх ногами и читайте текст вслух.

Тренируем память, внимание и логику

Как уже было сказано, память, внимание и логика являются составной частью интеллекта, поэтому их тренировка также важна.

Внимание: концентрация, условные команды и прямые линии

  • Внимание неразрывно связано с процессом концентрации. Чем лучше человек сосредоточен на чем-либо, тем эффективнее происходит его мозговая деятельность. Внимание помогает человеку заметить новую информацию и собрать сведения, которые помогут ее осмыслить.
  • Внимательно мойте посуду. Разбейте процесс на несколько циклов (мытье чашек, тарелок, вилок) и сосредоточьтесь на каждом из них. После того как выполните один, говорите вслух «Готово» и переходите к следующему.
  • Положите перед собой несколько мелких предметов и по очереди концентрируйтесь на каждом из них.
  • Возьмите лист бумаги и проведите на нем прямую линию, сконцентрируйте все внимание на грифеле. Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, рисуйте импульс. Записывайте, сколько импульсов у вас получилось.
  • Следите за окружающим миром и отмечайте то, что видите. Давайте себе условные команды. Когда ваше внимание рассеивается, говорите себе «Внимание!»
  • Возьмите трудную книгу автора, который пишет сухо и абстрактно. Читайте ее в своем темпе, возвращайтесь по нескольку раз к каждой фразе, пока полностью ее не усвоите, а потом идите к следующей.

Логика: цепочки, прогнозы, неверные выводы и взгляд чужими глазами

Легче всего развивать логику с самого детства, однако любой желающий легко улучшит свои данные в любом возрасте.

  • Придумывайте логические цепочки. Первым понятием может быть любой предмет. Сначала вам нужно придумать три понятия, а потом расположить их в порядке от частного к общему. Например, «роза — цветок с шипами — цветок — растение».
  • Придумайте неверный вывод. Возьмите одно утверждение и придумайте умозаключение, которые не является истинным. Объясните себе, почему оно ложное. Например: «Ночью все кошки серы. Значит, все серые животные — кошки».
  • Представьте, как средневековый житель объяснил бы, что такое метро. Попытайтесь найти ответ на любой вопрос с точки зрения другого человека.
  • Придумайте новое название известной вещи. Оно должно быть таким, чтобы объяснять его значение не было нужно.
  • Делайте прогнозы. Представьте, что может произойти дальше, и объясните себе, почему вы так думаете.
Читать еще:  Полезные приложения для apple watch: диктофон, калькулятор, заметки и другие

Память: повторение вслух, ассоциации, игры и жевание

Все, кто жалуются на плохую память, как правило, зацикливаются на традиционных способах ее развития, сводящихся к зубрежке фактов. На самом же деле такие методы неэффективны, потому что со временем становится все сложнее вспоминать информацию.

Ложным оказалось и мнение о том, что познавательные способности человека снижаются после 60 лет. Как показало недавнее исследование, без регулярной практики память, к примеру, слабеет уже после 45 лет.

Идеальный момент для повторения информации наступает тогда, когда она уже почти забылась. Каждый раз на обновление данных будет уходить все меньше времени. Полезно также повторять информацию через несколько секунд после усвоения, потом через час, несколько часов, день, несколько дней и так далее. Так работает методика интервального повторения.

Тестируйте свои знания вместо того, чтобы просто повторять их. Например, попросите себя «Назови столицу Испании», а не повторяйте «Мадрид — столица Испании». Известно, что наш мозг сохраняет не слова, а их смысл. Чем больше образов, ассоциаций и эмоций вы вкладываете в информацию, тем дольше она хранится в памяти.

Помогает произносить важную информацию вслух. Так, если вы все время теряете в сумке ключи, скажите себе «Я кладу ключи во внутренний карман». В результате мысленная память будет работать вместе со слуховой. Есть еще более интересный способ — можно не сказать, а спеть.

Существует эффективная методика запоминания чисел с помощью слов. Составьте фразу из слов, в каждом из которых столько букв, сколько цифр в числе. Например: «Он много спит» — это 254.

Если число длинное, вы можете разбить его на несколько коротких, с чем-то связанных. Например: 1312 — это 13 (несчастливое число) и 12 (количество месяцев в году).

Задавайте себе или другим легкие, но неожиданные вопросы: сколько этажей в соседнем доме? Какого цвета занавески в кухне? Чаще объясняйте что-то другому человеку. При таком общении в памяти останется смысл сказанного вами.

Исследования доказали, что жевательные движения челюсти помогают лучше запомнить и быстрее воспроизвести информацию. Ученые пока не могут объяснить, с чем это связано. Однако по одной из теории причина в том, что ритмичное движение челюстей учащает сердцебиение и улучшает кровоснабжение головы. Поэтому хотите что-то запомнить — жуйте жевательную резинку.

Как развить интеллект у взрослого человека?

Чтобы понять, как развить интеллект у взрослого человека, необходимо разобраться в некоторых вопросах и стереотипных суждениях.

Многие уверены, что уровень интеллектуальных способностей, наличие таланта предопределены природой и человек ничего не может сделать с тем «набором», который ему достался. Но такое утверждение верно лишь отчасти.

Чтобы стать следующим Эйнштейном или Бетховеном , действительно необходимо схождение в одной точке множества факторов – определенные благоприятные условия на уровне генома, своевременное обнаружение таланта, его успешное развитие, соответствующее окружение, воспитание, поддержка окружающих и т.д. Но это касается гениев и количество таких людей, рожденных на протяжении одного столетия, обычно не превышает нескольких десятков.

Человек способен развивать свой мозг и повышать интеллектуальные способности на протяжении всей жизни, проявляя достаточно осознанности и силы воли для успешного раскрытия потенциала.

Еще одно заблуждение касается тех, кто явно наделен от природы великолепным интеллектом. Часто такие люди, демонстрируя определенные качества и превосходство над другими, уверены, что больше ничего делать не нужно: природа и так дала максимум. Но на протяжении жизни умственные способности могут ухудшаться, поэтому знать, как развивать интеллект у взрослого, желательно каждому, чтобы постоянно работать над собой и развивать ум, память, мышление и т.д.

Особенности и характеристики мозга

Чтобы понять, каким образом можно работать над улучшением интеллектуальных способностей, необходимо разобраться в особенностях работы мозга, его основных характеристиках, свойствах и важных аспектах.

Несколько важных утверждений:

  • Гипотетический интеллект можно и нужно регулярно тренировать
  • Обучение и успехи в нем напрямую зависят от количества и качества занятий: чем больше тренироваться, тем лучших результатов удастся достичь: как в бизнесе или творчестве
  • Независимо от начального уровня, каждый человек способен развить собственные когнитивные способности до достойных показателей
  • Прогресса удастся достичь в процессе выполнения заданий, способных «расшевелить» мозг и заставить идти его по непривычным путям, ломая стереотипы и шаблонные суждения
  • Лучший способ развить мозг – обеспечивать его регулярно комплексными нагрузками

Интеллект обладает такими свойствами: аналитические, логические, дедуктивные, критические, прогностические, абстрактное мышление, образное, способность концентрироваться.

Что до характеристик, то тут можно выделить такие:

  1. Логика архитектуры – уровень упорядоченности мышления, согласованности работы разных способностей
  2. Широта и глубина ума – уровень умственного развития
  3. Скорость исполнения операций
  4. Автономность – уровень независимости ума (внешнее влияние, работа чувств, способность принимать трезвые решения и т.д.)
  5. Оперативная память – способность держать в голове промежуточные операции и отыскивать их решения

Все это характеризует интеллект с разных аспектов и дает (насколько это возможно) определенную характеристику. Но тут все индивидуально: одни люди отличаются врожденной способностью трезво мыслить и демонстрируют великолепные результаты во всех аспектах, другие развивают способности, третьи показывают хорошие результаты в одном плане и оказываются совершенно незрелыми в другом.

Одно лишь точно: ответ на вопрос, можно ли развить интеллект, положительный. Интеллектуальные способности нужно развивать, как и улучшать отдельные характеристики. Как правило, развитие умственных способностей происходит сразу на всех уровнях: в процессе решения какой-либо задачи необходимы и скорость решения, и глубина/широта ума, и хорошая память, и логика и т.д. Поэтому ежедневные разнообразные занятия помогут значительно улучшить результаты.

Методы развития интеллектуальных способностей

Для достижения максимального эффекта в процессе развития умственных способностей желательно использовать самые разные вспомогательные материалы, методы и способы. Самое большое значение имеют такие факторы: регулярность занятий, постепенное повышение уровня сложности, отбор действительно хороших способов, развивающих интеллект.

1) Наиболее эффективными считаются интеллектуальные и логические игры – нарды, покер, преферанс, шахматы, головоломки, компьютерные развивающие игры. Благодаря играм удается натренировать суперпамять, внимание, интеллект, способность концентрироваться.

Кроме того, действительно толковые игры способны развить у детей и взрослых эмоциональный интеллект (чувство соперничества, эмоции от победы и поражения), подарить гордость от новых свершений.

2) Занятия точными науками, математикой – прекрасный метод положительно воздействовать на целый спектр умственных качеств: критические, аналитические, прогностические, дедуктивные способности, абстрактное мышление, скорость мышления, память. Точные науки не только способны улучшить интеллект, но и структурировать, организовывать мышление, навести полный порядок в мыслях и голове.

3) Книги и фильмы, развивающие интеллект – если речь идет о действительно познавательной литературе и картинах, способных давать новые знания, задавать векторы для дальнейшего развития, вдохновлять и расширять кругозор, способствовать эмоциональному становлению, формированию хорошего вкуса.

В поисках ответа на вопрос, какие книги развивают интеллект, стоит обращать внимание на издания известных специалистов, которые сделали большой вклад в сферу и обладают серьезным опытом.

Начать можно с книг:

  • Роджер Сайп «Развитие мозга»
  • Алекс Ликерман «Непобедимый разум»
  • Кэрол Дуэк «Гибкое сознание»
  • Джон Медина «Правила мозга»
  • Артур Думчев «Помнить все»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Дэнни Пенман и Марк Уильямс «Осознанность»

Что касается фильмов, то тут стоит обратить внимание на документальные ленты с фактами и полезными данными, методиками, а также на художественные, которые могут дать толчок творческому мышлению, убрать рамки и шаблоны, помогут научиться мыслить свободно.

4) Обучение – чрезвычайно эффективно в развитии всех способностей: памяти, мышления, логики, концентрации, общего уровня интеллектуальных способностей. Именно поэтому многие специалисты советуют никогда не прекращать учиться – даже если есть профильное образование, стоит постоянно искать интересные сферы и чему-то обучаться, чтобы мозг был в тонусе.

Кто-то на досуге решает математические задачи, кто-то — пишет бизнес-планы.

Несмотря на то, что обычно чрезвычайно высоких результатов добиваются в областях и сферах знаний, которые соответствуют врожденным способностям, выйти на достойный уровень сможет каждый в любой сфере – будь то попытки развить финансовый интеллект или постичь основы квантовой механики.

5) Изучение иностранных языков – очень эффективно и полезно, так как знание еще одного языка никогда нелишне и пригодится в путешествиях, в работе.

Познание нового, креатив и любознательность

Как известно, трезвый ум и способность ясно мыслить даже к преклонным годам обычно сохраняют те, кто на протяжении всей своей жизни демонстрировал любознательность, желание постоянно постигать что-то новое, получать актуальную информацию и быть в курсе новостей. Поэтому, кроме науки и раздумий, развивают ли шахматы интеллект, не стоит пренебрегать определенными правилами, касающимися образа жизни.

Несколько правил для мозга:

  • Постоянное познание нового – чтение научно-популярной и научной литературы, просмотр кино и канала Discovery, изучение энциклопедий, серфинг по познавательным сайтам, непрестанное получение и запоминание, обработка новой информации.

  • Разрыв шаблона – попытки выполнять определенные действия не так, как привычно, а иными способами, освобождение от стереотипов, активное включение мозга и поиск новых методов для автоматических действий.
  • Искусство, творчество – освобождает разум от наносного и позволяет стать свободнее, выйти на новый уровень мышления и восприятия.
  • Не искать легкие пути – примитивный пример: выполнять вычисления в быту не на калькуляторе, а в уме, постоянно тренируясь.
  • Ставить сложные задачи и выполнять их.
  • Искать суть вещей – как дети, когда у них наступает возраст «почемучки».
  • Физические нагрузки – важны и для разума, так как дают энергию и силы.
  • Здоровый образ жизни – достаточный сон, полезное питание способствуют улучшению мозговой активности.
Читать еще:  Парокапельные обогреватели: устройство, как сделать своими руками

Сегодня учиться и развиваться интеллектуально очень просто: благодаря Интернету каждому доступны любые ресурсы – книги, фильмы, исследовательские работы, эксперименты, учебники и т.д. Поэтому самое главное – развиваться и идти вперед, познавать мир и не останавливаться на достигнутом.

Саморазвитие без фокусов

Трезвый подход к личностному росту и популярной психологии

Развитие умственных способностей у взрослых: упражнения и рекомендации

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

К. Грэйс, автор учебника «Психология развития» («Питер», Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2000), пишет:

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели samorazwitie.ru. Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

См. также другой мой пост на тему интеллекта: Справедливо ли подтрунивают над блондинками?

Как тренировать ум: рекомендации

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.

Автор также рассказывает об интеллектуальных играх — дуплетах, анаграммах, поиске слов, включающих отобранные по какому-либо принципу элементы.

  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития творческого мышления, памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. http://www.samorazwitie.ru/samoobuchenie/kakie-knigi-chitat.html), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. Как слушать серьёзную музыку?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны.

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector