В россии разработаны новые беспилотные системы разведывательного назначения

Российские беспилотники: новейшие модели для вооружённых сил.

За последнее время в российской армии появились несколько моделей беспилотных летательных аппаратов. Они относятся к различным классам и способны выполнять различные задачи. Такой интерес к беспилотникам со стороны Министрества обороны России вполне предсказуем на фоне общемировых тенденций в роботизации армии. Предлагаем читателю рассмотреть новейшие модели беспилотных машин.

Недавно в российских СМИ появилось сообщение о том, что балтийская группировка войск в Калининграде была усилена посредством вступления на боевое дежурство отряда беспилотников Форпост. Эти летательные аппараты смогут снизить нагрузку на самолёты и личный состав 689 авиаполка и займутся круглосуточным наблюдением за морскими и прибрежными районами. Оставив функцию разведки дронам, лётчики смогут сосредоточиться на выполнении боевых миссий в случае агрессии со стороны недоброжелателей.

Разведывательные беспилотники Форпост представляют из себя российскую версию израильского дрона Searcher Mk. II, запускаемого с катапульты. Средневысотный беспилотник с длительным временем полёта выпускается на заводе в Екатеринбурге по лицензии. Форпост способен нести до 120 кг полезной нагрузки и имеет на борту оптико-электронные блоки сенсоров, которые способны обеспечить ему возможность разведки в любое время и при любой погоде. Двигатель мощностью 47 л.с. позволяет аппарату иметь максимальную скорость 200 км/ч, дальность полёта составляет от 250 до 400 км, по информации разных источников. Имея максимальную продолжительность полёта до 18 часов, 2 таких аппарата и 1 машина управления могут вести наблюдение за местностью круглосуточно. Известно, что в России ведутся испытания новой версии БПЛА Форпост-Р, где используются исключительно отечественные комплектующие, а также установлено новое радиолокационное оборудование, новая система связи и двигатель АПД-85.

Еще одной новинкой ВКС РФ стал беспилотник Орион, созданный компанией Группа Кронштадт из Санкт-Петербурга. Беспилотник уже прошёл боевые испытания в Сирии и подтвердил свои характеристики, после чего был отправлен в серийное производство. Модифицированная версия беспилотника для экспортного рынка, получившая обозначение Орион-Э, была представлена широкой общественности в 2017 году. БПЛА Орион позволяет не только вести наблюдение, но и наносить удары. Максимальный взлётный вес аппрата составляет 1000 кг, он может нести 200 кг полезной нагрузки, в том числе 4 пятидестикиллограмовые авиабомбы собственной разработки компании-производителя или 4 ракеты. Среди оснащения беспилотника присутствуют тепловизоры, широкоугольная камера и лазерный целеуказатель / дальномер. Также могут устанавливаться оптико-электронные сенсоры, фотокамера высокого разрешения и РЛС. Для серийных моделей велась разработка бензинового двигателя АПД-110/120, имеющего максимальную мощность 120 л.с. и 70-90 л.с. при горизонтальном полёте аппарта. Потолок Ориона составляет 7500 м, дальность полёта – 250 км, а запаса топлива хватает на 24 часа работы. Также известно, что Группа Кронштадт ведёт разработку беспилотника Орион-2, который будет иметь максимальный взлётный вес 5000 кг, потолок 12000 м и скорость 350 км/ч. Завершение создания новой машины ожидается к 2020-2021 гг.

В скором времени флот российских беспилотников должен будет дополнить новый Корсар. Известно, что в данный момент аппарат проходит госиспытания, а совсем недавно он был представлен широкой публике на форуме Армия-2019. Детище предприятия АО «Конструкторское бюро «Луч» из Рыбинска относится к классу разведывательных дронов ближнего радиуса действия. Максимальный взлётный вес составляет 200 кг, поршневой двигатель мощностью 70 л.с. способен придавать беспилотнику скорость 120-150 км/ч, при этом потолок составляет 5100 м, максимальная продолжительность полёта – 10 часов. На Корсар могут устанавливаться оптико-электронные системы для разведки, РЛС, цифровые фото/видео камеры и метеорологическое оборудование. Основное преимущество Корсара – его открытая архитектура, которая позволяет устанавливать на него различное оборудование, которое может позволить аппарату как вести поиск целей, так и перевозить грузы.

Альтаир / Альтиус

С 2011 года продолжается разработка тяжёлого беспилотника Альтаир (программа Альтиус), разработчиками данной системы выступают Опытно-конструкторское бюро имени М. П. Симонова из Казани и упомянутая выше компания Группа Кронштадт. Производство данного аппарата должно будет происходить на Уральском заводе гражданской авиации. 21 августа этого года Министерство обороны РФ опубликовало видео испытательного полёта БПЛА, обозначаемого уже как Альтиус-У. Аппарат имеет окончательный вид и способен выполнять как разведывательные, так и ударные функции. Запас топлива позволяет Альтиус-У действовать в течение 24 часов, а спутниковая система связи и управления позволяет ему действовать в любой точке мира. По разным данным, взлётная масса аппарата составляет от 5 до 6 тонн, а так как Альтиус задумывался как ударный, стоит предположить, что на его борту сможет быть установлено ракетно-бомбовое вооружение весом до 1000 кг, а не только заявленные камеры, РЛС, средства радиоэлектронной борьбы и устройства слежения за объектами. На аппарты этого типа устанавливаются 2 дизельных двигателя RED A03/V12, имеющие максимальную мощность до 500 л.с., позволяющие развивать скорость до 250 км/ч, практический потолок данных аппаратов примерно равен 10000 м.

С-70 Охотник

В начале августа 2019 года свой первый полёт совершил и широко известный тяжёлый ударный БПЛА С-70 Охотник. По предварительным данным, Охотник выполнен по схеме «летающее крыло» и обладает малозаметностью для средств обнаружения. Следуя современной тенденции, аппарат сможет действовать совместно с самолётами, управляемыми людьми и наносить тактические ракетные удары. Максимальная скорость составляет около 1400 км/ч, дальность полёта — до 5000 км, установлена инерциальная система навигации и спутниковая система связи, что позволяет контролировать машину из пункта управления вне прямой видимости. Точных данных о максимальной боевой нагрузке Охотника пока нет, но даже минимальные значения из данных опубликованных в СМИ, позволяют предположить о возможности размещения на БПЛА ракет и бомб весом до 2800 кг.

Читать еще:  Монтаж и подключение духового шкафа к электросети

Новые беспилотники России: характеристики и результаты первых испытаний

В отличие от других сфер социально-экономической жизни военно-промышленный комплекс России может похвастаться регулярными достижениями. В последнее время таковыми стали новые беспилотники России, которые разрабатываются для самых разных целей. Нельзя сказать, что этот тип военной техники является уникальным, однако сам по себе факт появления новых и современных летательных аппаратов не может не радовать. Тем более, что некоторые из них по своим характеристикам существенно превосходят зарубежные аналоги, а значит будут пользоваться повышенным спросом.

Охотник – новый ударный российский беспилотник

Самым громким испытанием этого года стал первый полет боевого беспилотника С-70 Охотник. Разрабатывался он с 2012 г. и на данный момент считается одним из самых прогрессивных аппаратов данного класса. Охотник будет способен нести на своем борту многоцелевые крылатые ракеты, которые после денонсации договора о ракетах средней и малой дальности активно разрабатываются как в США, так и в России. Максимальная скорость охотника составляет 1 тысячу км/час, при максимальной взлетной массе 20 т. В ближайшем будущем на базе такого аппарата должно появиться целое семейство беспилотников, которые можно будет использовать для разных целей.

Полет беспилотника Охотник

Беспилотный аппарат Охотник создан по принципу «летающее крыло», и при его производстве использовались технологии снижения заметности. Из-за этого внешне он оказался очень похож на американский беспилотник RQ-170 Sentinel, который стоит на вооружении американской армии уже больше 10 лет. Когда кадры испытания «Охотника» впервые попали в сеть, американцы даже поспешили заявить, что российский беспилотник является клоном Sentinel, сделанным на основе аппарата сбитого над Ираном в 2011 г. Так как основные характеристики Охотника держатся в строгом секрете, проверить это довольно сложно.

Но отличия между ними есть даже внешне. Американский аппарат имеет размах крыльев 20 м, а российский – 19. Скорее всего, российские инженеры использовали более мощный двигатель по типу АЛ-31Ф, применяемый на новейших истребителях семейства «Су». То же самое касается радиоэлектронной начинки, которая должна быть заточена под российские стандарты и соответствовать требованиям отечественного ВПК. Предполагается, что аппарат будет иметь модульную конструкцию, благодаря которой его будет легко модифицировать под различные нужды.

Характеристики беспилотника Альтиус-У

Эксперты еще не успели оценить всех особенностей «Охотника», как в воздух поднялся еще один новый российский беспилотный аппарата Альтиус-У. Он разрабатывался с 2011 г. и выполнен по классической аэродинамической схеме с двумя винтовыми двигателями мощностью 480 л. с. Дрон предназначен для ведения воздушной разведки и способен выполнять широчайший спектр задач с использование систем радиолокации и оптики. Первый полет этого беспилотника продолжался 32 минуты, в течение которых аппарат работал в полностью автоматическом режиме. Он взлетел на высоту более 800 метров, выполнил ряд маневров, после чего вернулся на аэродром.

Полет беспилотника Альтиус-У

Благодаря использованию экономичных дизельных двигателей аппарат будет способен преодолевать значительные расстояния – до 10 000 км. Он сможет непрерывно находиться в воздухе до двух суток, выполняя самые разные разведывательные и боевые задачи. Альтиус-У сможет нести на своем борту до 1 тонны полезной нагрузки, поэтому не исключено, что его дополнительно оснастят ещё и боевыми средствами. Этот дрон имеет спутниковый канал управления, благодаря чему давать команды ему можно в любой точке планеты, а сам радиус полета беспилотника будет почти не ограничен.

Беспилотник Корсар

Еще один беспилотный летательный аппарат российского производства получил название Корсар. Он также имеет стандартную аэродинамическую схему с толкающим винтом и мощностью двигателя около 50 л. с. Аппарат предназначен для дистанционной разведки и способен покрывать расстояние в 120 км от пункта управления. В силу небольших габаритов Корсар относится к категории малозаметных аппаратов, способных эффективно справляться с разведывательными задачами. В перспективе на него планируется установить оборудование класса «Всевидящее око», которое способно обрабатывать потоки спектрального излучения, исходящее от каждого наземного или воздушного объекта. Благодаря этому разведчик сможет легко находить и идентифицировать цели, независимо от того, как сильно они замаскированы.

В россии разработаны новые беспилотные системы разведывательного назначения

Первые проекты летательных аппаратов без человека были созданы сразу после появления первых самолетов, но реализовать их на практике смогли только в конце 70-х годов прошлого столетия. Зато потом начался настоящий «беспилотный бум». Дистанционно управляемая авиационная техника очень долго запрягала, но сегодня она несется галопом.

Лидером в создании дроном являются американцы. Любопытно проследить объемы финансирования, выделяемые американским бюджетом на создание новых беспилотников. За все 90-е годы на подобные проекты было потрачено «всего» 3 млрд долларов, а уже в 2003 году на это направление было потрачено более 1 млрд.

Сегодня идут работы над созданием новых БПЛА с большой продолжительностью полета, тяжелых аппаратов, способных решать задачи в самых тяжелых условиях. Ведутся разработки БПЛА, предназначенных для уничтожения баллистических ракет, беспилотных истребителей, микродронов, способных действовать большими группами (роями).

Читать еще:  Созданы роботы для работы в местах атомных аварий

Работы над БПЛА ведутся в десятках странах мира, в этом направлении трудятся тысячи частных компаний, самые «вкусные» их разработки попадают в руки военных.

Некоторые из современных БПЛА уже обладают весьма высокой степенью автономности, вероятно, что уже в ближайшем будущем дроны получат способность выбирать цель и принимать решение о ее уничтожении. В связи с этим возникает сложная этическая проблема: насколько гуманно доверять судьбу живых людей равнодушному и безжалостному автомату.

Преимущества и недостатки БПЛА

История развития военных беспилотных аппаратов

Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1. Немцы называли этот БПЛА «чудо-оружием», успели изготовить около 25 тыс. штук и активно применяли для обстрелов Англии.

Ракета Фау-1 имела импульсный реактивный двигатель и автопилот, в который вводились данные о маршруте. За годы войны Фау-1 убила более 6 тыс. англичан.

В послевоенные годы беспилотные разведывательные системы разрабатывались и в СССР, и в США. Советские конструкторы создали целый ряд беспилотных самолетов-разведчиков, а американцы активно использовали БПЛА во Вьетнаме. Они проводили аэрофотосъемку, вели радиоэлектронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов.

Огромный вклад в развитие беспилотных летательных аппаратов внес Израиль. В 1978 году израильтяне продемонстрировали свой первый боевой беспилотник IAI Scout на авиавыставке в Париже.

В ходе ливанской войны 1982 года армия Израиля с помощью беспилотников полностью разгромили систему ПВО Сирии, которая была создана советскими специалистами. В результате тех боев сирийцы потеряли 18 батарей ПВО и 86 самолетов. Эти события заставили военных многих стран мира по-новому посмотреть на беспилотные летательные аппараты.

Дроны активно применялись американцами в ходе операции «Буря в пустыне». Использовали разведывательные БПЛА и в ходе нескольких военных кампаний в бывшей Югославии. Примерно с 90-х годов лидерство в разработке беспилотных боевых систем перешло к США, в 2012 году на вооружении ВС США находилось почти 7,5 тыс. единиц БПЛА различных модификаций. По большей части это были небольшие разведывательные дроны для сухопутных подразделений.

Первым ударным дроном стал американский БПЛА MQ-1 Predator. В 2002 году он нанес ракетный удар по автомобилю, в котором находился один из лидеров Аль-Каиды. С тех пор использование дронов для уничтожения объектов противника или его живой силы стало привычным явлением для ведения боевых действий.

Американцы с помощью дронов устроили настоящее «сафари» на верхушку Аль-Каиды в Афганистане и в других странах Ближнего Востока. Часто они добивались поставленных целей, но бывали и трагические промахи, когда вместо боевиков беспилотник уничтожал свадебный кортеж или похоронную процессию. Подобные инциденты обычно получают широкую огласку. В последние годы на Западе даже появились общественные организации, которые призывают отказаться от использования дронов в военных целях. Дескать, они часто промахиваются, что приводит к жертвам среди мирного населения.

Россия пока серьезно отстает в области создания беспилотных боевых систем, этот факт неоднократно признавали представители МО РФ. Особенно очевидным это стало после грузинского конфликта в 2008 году.

В 2010 году российское военное ведомство подписало контракт с израильской компанией IAI, который предусматривал создание на территории РФ завода по лицензионной сборке израильских беспилотников Searcher (у нас они называются «Форпост»). Этот БПЛА трудно назвать современным, он был создан еще в 1992 году.

Существует и несколько других проектов, которые находятся в разной степени реализации. Однако в целом российский ВПК пока не способен предложить вооруженным силам беспилотные системы, сравнимые по характеристикам с зарубежными аналогами.

Обзор перспективных БПЛА, разрабатываемых для Министерства Обороны России

Собранные тактические БЛА «Форпост» (IAI Searcher Mk II) в цеху ОАО «Уральский завод гражданской авиации». Екатеринбург,

Тактические беспилотники

Что касается комплекса «Форпост», то он представляет собой систему Searcher MkII разработки израильского концерна Israel Aerospace Industries, собираемую по лицензии заводом УЗГА в Екатеринбурге. Первоначально закупки данных комплексов представлялись вынужденной мерой. Однако, похоже, комплекс пришелся по душе российским военным — в прошлом году появилась информация о заказе еще одной партии данных систем. Планы дальнейших закупок, по-видимому, могут вылиться в поставки еще примерно 50 систем со 150 аппаратами соответственно. Чтобы обезопасить себя от политических рисков, рассматривается вопрос о модернизации и глубокой локализации комплекса. Сообщалось, что обновленный БЛА будет тяжелее оригинала — его взлетная масса составит около 500 кг против 436 кг у оригинальной версии. Повышение массы потребует переработки конструкции самого планера. Кроме того, известно, что на беспилотнике планируется установить бортовые системы отечественного производства.

  • IMGP2662

Предположительно опытный образец БЛА «Корсар» разработки АО «КБ «Луч» (Рыбинск)

Одним из чисто российских проектов в области тактических беспилотных систем является комплекс «Корсар». Система, которая, по-видимому, должна стать аналогом американского БЛА Shadow, создается входящим в состав концерна «Вега» рыбинским КБ «Луч». Основными задачами этого БЛА станут разведка и наблюдение в радиусе до 50 км. Предполагаемый внешний облик БЛА стал известен в сентябре 2015 г. Взлетная масса аппарата — около 200 кг. Параллельно с разработкой БЛА в Рыбинске создавалась площадка для серийного производства данных систем и заявлялось, что первые аппараты должны быть изготовлены в конце 2016 г., а выход производства на проектную мощность был намечен на конец 2017 г.

Читать еще:  Система искусственного интеллекта будет определять успех фильма

БЛА MALE-класса

Беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Орион»

Также в России ведутся работы по созданию двух комплексов БЛА, относящихся к так называемому MALE-классу, т. е. к средневысотным аппаратам большой продолжительности полета (medium altitude long endurance). Первоначально сообщалось, что эти БЛА будут иметь взлетную массу порядка 1 и 5 т. Близость по размерности к американским Predator и Reaper дала повод предполагать также и их функциональную близость. Одной из двух упомянутых систем является комплекс со средневысотным БЛА, который в интересах Министерства обороны создает группа «Кронштадт». Контракт на разработку был подписан в октябре 2011 г. По имеющимся данным, масса аппарата составляет около 1,2 т, а максимальная полезная нагрузка достигает 300 кг. Сообщалось, что БЛА будет способен находиться в воздухе до 24 часов. Весной 2016 г. в прессе появились сведения относительно того, что были начаты испытания данного БЛА на базе ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском. Начало аэродромных испытаний говорит о том, что проект перешел через важный рубеж. Вместе с тем до его полного завершения, очевидно, потребуется еще существенное время.

  • http://ru-an.info/Photo/QNews/n37165/7.jpg

Беспилотный летательный аппарат большой продолжительности полета «Альтаир»

Систему с более тяжелым БЛА «Альтаир», также относящимся к классу MALE, в рамках темы «Альтиус» c 2011 г. разрабатывает казанская компания ОКБ им. Симонова (ранее именовалась ОКБ «Сокол»). Двухдвигательный цельнокомпозитный БЛА представляет собой высокоплан с размахом крыла чуть менее 30 м с V-образным хвостовым оперением. Беспилотник оснащен двумя авиационными дизельными двигателями RED A03/V12 взлетной мощностью около 500 л.с. Дальность полета летательного аппарата составляет 10 тысяч км, а продолжительность полета — до 48 часов, предполагаемая крейсерская скорость 250 км/час (исходя из мощности движков и размаха крыльев), заявленный потолок — до 15 км. В июле, по сообщению официальных лиц из правительства Республики Татарстан, начались летные испытания этого беспилотника. По словам премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова, серийное производство должно начаться в 2018 г. С учетом нынешнего статуса проекта это выглядят излишне оптимистично.

Разведывательно-ударный аппарат

  • Фото: BillyPix

Предполагаемый внешний вид БПЛА «Охотник»

С 2012 г. работы по проекту тяжелого разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата в рамках темы «Охотник» ведутся компанией «Сухой». Михаил Погосян, тогда возглавлявший компанию, говорил, что проектирование комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений компаний «Сухой» и МиГ. По известным данным, БЛА будет иметь взлетную массу около 20 т. Ближайшим зарубежным аналогом данного БЛА видится американский аппарат X-47 разработки компании Northrop Grumman. В 2014 г. заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Бочкарев сообщил, что первый полет БЛА ожидается в 2018 г. Впрочем, опыт зарубежных компаний, начавших соответствующие разработки еще в начале 2000-х, дает основания считать, что, даже если получится поднять аппарат в воздух в срок, полная реализация проекта — вопрос весьма отдаленной перспективы.

Высотные системы

Предполагаемый внешний вид высотного беспилотного самолета — демонстратора ОКБ ЭМЗ им. Мясищева

Один из проектов по созданию российского высотного БЛА находится в работе, в ней принимают участие ЦАГИ и ЭМЗ им. Мясищева. Проектирование аппарата, который должен стать демонстратором технологий, ведется в рамках темы «Обзор-1». Детали данного проекта не разглашаются. Можно предположить, что речь не идет о каком-то нетрадиционном решении, скорее возможна параллель с американским высотным БЛА большой продолжительности полета Global Hawk. Сообщалось, что до конца 2015 г. КБ ЭМЗ им. Мясищева должно разработать конструкторскую документацию и в 2016 г. приступить к постройке первого прототипа. Даже при благоприятных условиях это будет весьма длительный проект.

  • Беспилотник «Сова» прошел первые испытания

БПЛА «Сова» на испытаниях

Еще один высотный БЛА — «Сова» разрабатывает компания «Тайбер» при поддержке Фонда перспективных исследований (ФПИ). Это так называемый псевдоспутник — аппарат, способный длительное время барражировать над заданным районом на высотах выше коммерческого авиатрафика. Питание электродвигателям БЛА обеспечивают панели солнечных батарей, как в случае с БЛА Zephyr компании Airbus, выкупившей данную разработку у компании QinetiQ. В июле успешно завершились летные испытания прототипа БЛА с 9-метровым размахом крыла и взлетной массой около 12 кг. Аппарат выполнил полет продолжительностью свыше двух суток. Начало летных испытаний второго прототипа комплекса «Сова» с размахом крыла 28 м запланировано на сентябрь 2016 г.

Как отметили в ФПИ, беспилотник поможет решить проблемы обеспечения длительного мониторинга в северных широтах, а также удовлетворить растущие телекоммуникационные запросы в различных сферах деятельности.

Как видно из краткого перечня проектов, Минобороны России параллельно контролирует выполнение множества НИОКР в области БЛА. Действуя «по всему фронту», военные пытаются формировать максимально полную линейку соответствующих аппаратов. Данная задача, очевидно, труднореализуема в силу объективных причин, включая отсутствие достаточных компетенций по данной тематике, технологические и кадровые проблемы, финансовые сложности. Это делает почти неизбежным сдвиг сроков «вправо», по некоторым проектам весьма существенный. Однако если работы по созданию высотного БЛА стратегического класса и тяжелого разведывательно-ударного аппарата наверняка потребуют значительного времени, то российские аналоги американских БЛА Shadow, Predator и Reaper (на которые у американских военных приходится основная нагрузка) обещают появиться во вполне обозримой перспективе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector